АМСГ Новокузнецк. Историческая справка.

 

Нерегулярные метеорологические наблюдения в окрестностях Новокузнецка ведутся с 1893 года.

С 1943г. начались регулярные метеорологические и гидрологические наблюдения на метеостанции Сталинск (Новокузнецк).

С развитием авиации с 1951г. наблюдения за погодой стали производиться на аэродроме «Ильинское», где базировалась аэроэкспедиция Министерства  геологии. 

1954г. было основано Новокузнецкое авиапредприятие  путем слияния нескольких ведомственных авиационных коллективов с подчинением Западно – Сибирскому управлению гражданского флота. Первоначально предприятие называлось 7 аэроэкспедицияЗСУ ГВФ. Местом размещения был выбран аэродром «Абагур», где базировались десять самолетов ПО-2. Основными выполняемыми работами  было обслуживание геологоразведочных экспедиций, доставка на место специалистов, перевозка технических грузов и продуктов питания. В 1955г. начались пассажирские перевозки по маршруту Сталинск - Новосибирск, начинается активная работа летного и технического состава по  организации помощи в освоении нефтегазовых месторождений Томской, Тюменской областей, организована отдельная вертолетная авиаэскадрилья.  Увеличивается объем авиационно-химических работ, выполняются срочные санитарные задания в труднодоступные горные  районы области, освоен новый вид работ на вертолете - аэромагнитная съемка. В связи с расширением объема работ  активно решается вопрос о переносе предприятия на новый аэродром.  Аэродром Абагур закрывается. Авиаотряд, а вместе с ним и АМСГ полностью перебазируются в Бунгур. С нового аэродрома  выполняются полеты по перевозке пассажиров и ПАНХ (применение авиации в народном хозяйстве) на самолетах Ан-2, вертолетах Ми-4, Ми-1.

В 1963 году  Министерством  гражданской авиации  принято решение о строительстве на юге Кузбасса современного аэропортового комплекса. Активное развитие одного из крупнейших регионов страны, необходимость обеспечения населения воздушным транспортом сделали это неизбежным. Земельный участок для строительства аэропорта был выбран в районе поселка Спиченково. В 1967 годувведена в строй взлетно-посадочная полоса. 

3 апреля 1967г. на территории Новокузнецкого объединенного 184 авиаотряда была открыта АМСГ Новокузнецк, которая вошла в списки  Государственной сети ГМС.Для определения таких важных для авиации параметров, как направление и скорость ветра, и дальность видимости на АМСГ начали проводить шаропилотные наблюдения.Вдоль ВПП были установлены регистраторы дальности видимости (РДВ). Станция выполняла объем метеорологических наблюдений не толькодля облуживания авиации, но и для народного хозяйства. Начальником станции на тот момент являлась Бесчастнова Любовь Мефодьевна. В состав АМСГ Новокузнецк входили: синоптитики, техники-метеорологи и радиооператоры. Режим работы АМСГ был круглосуточный. Прогнозы составлялись, как по аэродрому, так и по площадям для МВЛ. Все помещения АМСГ находились в здании КДП, рядом с метеоплощадкой.

Начиная с 1967г.  из аэропорта Новокузнецк (Спиченково)стали выполняться регулярные   рейсы на самолетах Ан-24, Ил-18, Як-40, Л-410, затем и Ту-134, Ан-12.

Для обеспечения безопасности полетов и улучшения качества обслуживания авиационных пользователей возле аэропорта в марте 1974 года была установлена МРЛ-2. В составе АМСГ появилась группа техников по радиолокации. Начальником МРЛ-2 стала инженер-метеоролог Шишкина Н.М.. Группу синоптиков возглавляла Щигрева Т.Н., а группу техников-метеорологов Перетятько Н.И..

С 1979 года начальником АМСГ Новокузнецк была назначена Жигалина Надежда Дмитриевна.

С 1983 годасиноптики АМСГ Новокузнецк стали осуществлять прогнозирование по приписному аэродрому Таштагол.

В 1985 годупостроена новая ИВПП размером 2 680м х 45м, которая позволила принимать скоростные и комфортабельные воздушные суда типа Ту-154, Ту-204, Ил-76. Значительно расширилась география полетов. Помимо рейсов в города Сибири и Средней Азии, открылось воздушное сообщение с Москвой, Минеральными водами, Хабаровском, Краснодаром, Владивостоком, Анапой, Сочи, Симферополем, Южно-Сахалинском. Воздушные перевозки осуществлялись  на самолетах Ту-154, Ил-14, Ан-24, Ил-18.

В связи с вводом в эксплуатацию новой ВПП, были построены диспетчерские пункты на торцах полосы СДП-1 и СДП-2. С 1985 года метеоплощадка была перенесена от здания КДП к зданию СДП-1, где и находилась до 2016 года.

В 1987 году локатор МРЛ-2 был заменен на более современный МРЛ-5.

С 1989 года на метеостанции начались дополнительные наблюдения за загрязнением атмосферы и радиационным фоном.

К 1993 году авиационный парк предприятия состоял из 9 самолетов Ту-154,  6 самолетов Ан-24, 5 самолетов Ан-26, 10 вертолетов Ми-8 и 10 вертолетов Ми-2. Из Новокузнецкого аэропорта стали выполнялись международные чартерные рейсы.

С 1994 года АМСГ Новокузнецк перешла в состав Кемеровского ЦГМС.

C 1995 года начальником АМСГ Новокузнецк является Татьяна Ивановна Левич.

В связи с внедрением новых технологий в 1995 году были убраны группы техников по радиолокации и радиооператоров. На авиаметеостанции Новокузнецк была сокращена программа наблюдений. В 1996 году на рабочем месте синоптика была установлен ПК с  программой для обслуживания экипажей авиационных судов «Консул» и для обработки и визуализации синоптического материала программа  «Контур». После назначении руководителем КЦГМС Дьяченко Н.А. в 2008 году началось техническое переоснащение АМСГ Новокузнецк: были установлены программы ПАК «МИТРА», ГИС Метео, установлена IP-телефония, сохранение и архивация данных в электронном виде, начаты дистанционные консультации диспетчерского состава с помощью сети интернет.

С 01.01.2012 года АМСГ Новокузнецк была разделена на 2 подразделения: метеостанция  Спиченково и АМСГ Новокузнецк. АМСГ Нвокузнецк вошла в состав Западно-Сибирского филиала ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета». Вноябре 2012 года на аэродроме Новокузнецк (Спиченково) была установлена автоматическая метеорологическая информационная система (АМИС-РФ). В связи с этим рабочее место техника-метеоролога было организовано в здании КДП.В декабре 2012 года аэропорту Новокузнецк был присвоен статус международного и начались регулярные чартерные международные рейсы. На данный момент АМСГ Новокузнецк работает в круглосуточном режиме и предоставляет фактическую и прогностическую информацию по аэродрому, маршрутам полетов и районам прогнозирования.

 

 

 

 

 

 

 
Последние изменения:
Дизайн и разработка © 2018 - Западно-Сибирский филиал ФГБУ "Авиаметтелеком Росгидромета"